суббота, 8 июня 2019 г.

Мейкер или не-мейкер: вот в чем вопрос

Не могла не участвовать в курсе Проектная деятельность учителя-мейкера:

во-первых, пока работала, желание создавать что-то своими руками оставалось нереализованным, сейчас появилось для этого время, рестарт, что называется;
во-вторых, Лора Кравченко авансом назвала меня мейкером)))
переписка


А все-таки, меня не покидает состояние, что на бал учителей-мейкеров я попала не совсем заслуженно. Попытаюсь определить для себя, присущи моей деятельности в работе над проектом «Строим дачу» в рамках семейного досуга характерные особенности учителя-мейкера или нет.
Воспользуюсь моделью Бориса Ярмахова Учитель ручного труда или мейкер , в которой автор сформулировал 8 пунктов с основными параметрами того, чем учитель-мейкер отличается от традиционного учителя трудового обучения и домоводства. Рефлексия ретроспективная (что сделала) и перспективная (намерена сделать).


1. Выстраивает процесс под задачу

Об этом я вчера написала здесь

2. Конструирует адаптивный процесс

Мои участники проекта разного возраста (6 лет и 11 лет), мне необходимо было учесть уровень учебных и практических умений каждой, найти точки соприкосновения их интересов и разработать для каждой внучки посильные задания. Наш проект не имеет календарных сроков завершения, девочки гостят не каждый день, поэтому содержание эпизодической работы зависит от желания и наличия материалов. Следует отметить, что в самом начале проекта, мы создали доску Scrum и она служит нам ориентиром в создании объектов на даче в данный момент времени.




3. Приветствует ошибки

Приобретая новые компетенции в курсе «Как стать наставником проекта» на Лекториуме я узнала о методе контролируемого «облома» (quick fails), когда команда получает возможность «обжечься» в естественной ситуации и активно хочет узнать, как не «обжигаться» в следующий раз.

Видео Ошиблись с соединением

Не стоит избегать неприятных ситуаций и сложностей в проектной работе, так мое неосторожное обращение с инструментом (канцелярским ножом) явилось причиной травмы и послужило поводом к обсуждению техники безопасности.



4. Предприниматель
С этим как-то сложно, материальной выгоды не имею, на прибыль не рассчитываю. Хотя в широком значении этого слова возможно, потому что
  • Руковожу проектом на свои средства;
  • Обеспечиваю участников инструментами и материалами;
  • Сама принимаю решения.
5. Сам выстраивает среду из имеющихся у него ресурсов

В ход идут в основном б/у материалы: картонные коробки, кусочки тканей, деревянные прищепки, палочки от мороженого, пластиковые контейнеры, бусины, елочные гирлянды и пр.




С недавних пор у младшей внучки появилось слово «принужится». «Не выбрасывайте, это мне принужится» – это у нас, у мейкеров, семейное)))

6. Работает в проектной логике

Понятно, что семейный досуг свободная не регламентированная деятельность, но также имеет определенную логику и выстраивается поэтапно. Справедливости ради следует отметить, что участие в курсе «Проектная деятельность учителя-мейкера» не предполагало, что я буду создавать проект, но, поделившись с внуками новостью, что собираюсь выполнять задания модуля «Дачный самоделкин», услышала: «У нас же нет дачи». Вот так выстроился процесс под задачу.



7. Выходит за границы кабинета и урока

Уже не преподаватель, не воспитатель. Не в кабинете, не на уроке.
Я бабушка, которая любит заниматься любимым делом со своими любимыми внучками.

8.Наставник
Я даже наставник с сертификатом))). Год назад прошла 72-часовой курс «Как стать наставником проекта» на Лекториуме.

Суть наставника в гармоничном выполнении функций куратора и тьютора. Как куратор я обеспечиваю условия для достижения командой продуктового результата:
  •  Демонстрирую безопасные способы пользования инструментом
  •  Рекомендую целесообразное использование материалов
  •  Предлагаю договориться о том, что будем/не будем делать в проекте
Как тьютор способствую достижению образовательных результатов:
  •  Помогаю участникам выбрать изготовление объекта в соответствии с возможностями
  •  Предлагаю соотнести сделанное с задуманным
  •  Поощряю способность применять физические знания
Таким образом, на основании модели учителя-мейкера по всем параметрам выходит, что я мейкер.

А впрочем, дело не в названии…


По теме:

Мейкерство в культурной практике детства

Дневник участия в курсе "Проектная деятельность учителя-мейкера"

Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий