Дневник участия в курсе «Проектная деятельность учителя-мейкера» на "Новаторе"




Не могла не участвовать в этом курсе. Во-первых, пока работала, желание создавать что-то своими руками оставалось нереализованным, сейчас появилось для этого время; во-вторых, Лора Кравченко очень уж опережающе назвала меня мейкером)))



Курс открылся! Ого! Эти удивительные мастерицы Лора и Наталья (ой, буду говорить мейкеры) всё  уже так красиво, призывно и интригующе упаковали, что настроение поднялось сразу (а не в курсе, как они обещали). Сразу захотелось взяться за инструменты!!!
Но у меня же семейная команда - мои подрастающие мейкеры)))

Нам модуль "Дачный" выполнять не с руки:
Вот незадача - нет у нас дачи...
Мы дачу построим -
Ведь мы ж "Котелки"

Юлия (6 лет) на мой рассказ о дачном модуле, задала вопрос: "У  нас же нет дачи. Как выполнять задания дачного модуля?"
Умеют дошкольники побуждать к действию!
Итак: нарисовалась тема проекта: "Строим дачу"
Что должно получиться? Макет дачи.
Что у нас есть для этого? Проводим ревизию ресурсов (атрибутов, материалов, инструментов). Составляем список.
Что надо купить дополнительно?  Составляем список покупок. Идем в магазин (о, это отдельная песня).
Мою робкую попытку о поиске спонсоров задавили на корню, ибо просто безо всякой романтики профинансировал папа моих внучек (1,5 тыс. руб.). Кстати, можно включить в проект раздел "Материальные расходы")))
Дача так дача!
Желания участников нашей семейной команды:
я: макет не должен занимать много места (маленькая квартира)
мама: чтобы было много цветов
Вероника (11 лет): чтобы была вода- речка, бассейн, колодец
Юлия (6 лет): чтобы была площадка для игры
папа: об электричестве не забыть
Святослав (21 год): я буду вас консультировать по посадкам (учится в колледже на садовника).
Естественно, мы назвали свою команду "Котелки" (мы всегда так себя называем)))

Модуль 1. Дачная лаборатория Самоделкина.
Вдохновение черпали в Pinterest. Референс вдохновил и... опустил на землю((( Ну ладно, начнем с малого.

1. Нам понадобилась большая обувная коробка (52х27). Для того, чтобы разместить бассейн, вставили лаги (перегородки), чтобы приподнять поверхность участка. Стенки коробки декорировали цветами, вырезанными из кусочков ткани.


2. Сделали зонирование (усадьба и пляж, разделенные речкой)


3. Домик отыскался в коробке с елочными игрушками, поэтому встал на место, как было задумано!


4. Обустраивать дачу  лучше всего с Планировщиком


Пока черновой вариант. Детали возникнут в процессе.


5. Дом и речка стационарны, поэтому можно положить плитку (из пробки)

Ой! Производственная травма! Как меня жалели внучки! Заодно выяснили почему кровь красная. Всё, используемое в познавательных целях, может стать артефактом (ЕАГ, я Вами восхищаюсь!)



6. Приостанавливаем обустройство дачи (должна же я пережить травму))).  Внучкам не терпится испытать компрессор для фонтана (зря что ли в зоомагазин ходили). Тестируем компрессор  в вазе для конфет.


Вот так мы закончили 1 модуль. Очень понравилось вместе создавать и общаться по проекту и за его рамками.

Модуль 2. Мейкерство. Знакомство с темой.

1. Осваиваю теорию мейкерства в формате мейкерского подхода: через делание. Прочитала все материалы, выделила главное для себя, визуализировала с использованием сервиса Genially/
Вот что получилось (картинки кликабельны, ведут на источники)





2. На страницах Новатора встретила реплику Елены Александровны Пономарёвой о том, что для русского человека мейкерство характерно. Согласна и разделяю! Я хорошо помню, как работая в детском саду, при дефиците средств и материалов, ухитрялась обустроить группу, создавая уют! На одной конференции по дошкольному воспитанию, слушая таких же воспитателей с мейкерскими способностями, на ходу придумала экспромт:
Если обруч сломан, не бросай,
Если кукла без ушей, тем паче...
И мешковину тоже прибирай,
А выбросим, когда будем богаче!

Иначе говоря, "голь на выдумку хитра" - это про нас. Кстати, в ТРИЗе есть метод Робинзона - придумать, как использовать ну совсем уже ненужную вещь.

Задумалась, почему так много русских поговорок о мастерстве, ремесле, труде. Попыталась привести в  систему, опираясь на заповеди русского  мастерового. Своеобразный манифест:

          Кликнешь по строке - увидишь примеры русских пословиц




          Кликнешь по строке - увидишь примеры русских пословиц
Как важно иметь надёжный инструмент
Без топора не плотник, без иглы не портной. У плохого мастера и пила плохая. У плохого мастера и рубанок таков. С плохими косцами плох и укос.
Ленивый на Руси не в почёте
Маленькое дело лучше большого безделья. Труд кормит, а лень портит.
Ремеслу надо учиться
Всякое мастерство требует знания. Не учись безделью, а учись рукоделью!
У всякой работы есть дедлайн)))
Кончил дело, гуляй смело. Конец - всякому делу венец. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Имея мастерство, не пропадешь
Искусный в своем деле голодным не сидит Мастерство везде в почете. Ремесло не коромысло, плеч не оттянет. Ремесло за плечами не висит (не тяготит). Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит.
3. Все же не дает мне покоя вопрос: мейкер я или нет? В соответствии с изучением учебного контентам 2-го модуля мысли мои выстраиваются таким образом:
я  не мейкер, потому что мейкером называют человека с техническими умениями (до недавнего времени так было);
я мейкер, потому что современный мейкер кроме технических умений, обладает  творческими (художественными) умениями.
Где-то я встретила, что "если вы завариваете кофе, то уже мейкер".
Вроде, уже стало ясно, и опять не ясно: мейкер я или нет?
Ну, учусь пока)))

4. Задание 6. Приёмы развития проектного мышления

.
Здесь более подробно (но менее красиво)





5. Продолжаем работу по обустройству дачи


Завершился 2 модуль, переходим к 3-му.

Модуль 3. Знакомство с мейкер-кейсами.

Задание 1.
Ведущие предложили 3 реализованных кейса:
- Музыкальный инструмент - флейта Пана. Лора Кравченко
- Куколки на свадьбу. Наталия Яникова
- Губка Боб никогда не упадёт. Татьяна Невидимова

В анкете я отметила наиболее важным этап тестирования и отладки, аргументируя тем, что именно на этом этапе ученик становится соотносит свои действия с результатом. Неправильные действия приводят к отрицательному результату - модель не работает. Позднее мое мнение изменилось: на самом деле все этапы важны, потому что технология мейкерского занятия представляет собой последовательность шагов по достижению результата.

За внешним эффектом легко "потерять" предметное содержание, поэтому надо побуждать учеников к обоснованию происходящего процесса:
- почему так происходит?
- на каких принципах (законах) основан данный процесс?
- почему пошло не так, какое правило нами нарушено?

Задание 2.
На мейкерском занятии проверка первичных умений и навыков касается таких действий:
- использование инструментов;
- соблюдение ТБ;
- рациональное использование материалов;
- владение терминами по профилю;
- предъявление субъектного опыта

Мейкерские занятия могут быть организованы в соответствии с такими педагогическими технологиями:




Задание 3.

Насколько и кому необходимы инструкции при проведении мейкерских занятий?

Из личного опыта)))
Образовательное пространство интернета стало мне доступно в 2011 году. 
При 0 уровне (нет умений) мне очень помогли инструкции Елены Александровны Пономаревой по использованию веб-сервисов - со скриншотами, со стрелочками и пошаговыми действиями - они не давали повода усомниться, что я сумею это освоить! можно сказать, что я училась "ходить" по ее инструкциям))) Низкий поклон ей и моя любовь 
На 1-2 уровень (необходима помощь учителя, действия по образцу) я выходила с инструкциями Александра Геннадьевича Баданова. Почти всегда  норовила "спотыкнуться" на ровном месте, поэтому обращалась к нему за дополнительным разъяснением. У Александра Геннадьевича была классная фишка - он демонстрировал свою работу в сервисе. Благодарность от всего сердца!
Наступил момент, когда я сама стала создавать инструкции - нужда заставила - надо было помогать осваивать ИКТ своим студентам. Всегда эталоном для меня были инструкции Марины Анатольевны Орешко - доступные, чёткие, актуальные. Спасибо за профессионализм!

Задание 4.

Ну что может выбрать бабушка внучек? конечно, пылающее сердце!
Шаблон заполнить не сложно, но мне кажется, я не представляю на его основании всей полноты работы.
Разрешила комментарии, попросила судить строго)))
Спасибо, Лора Викторовна и Елена Александровна за ваши предложения ♥

 Рефлексия

Прекрасная возможность прикоснуться к мейкерству, мейкерскм технологиям, мейкерским сценариям. Поняла, образец будет под рукой, попробую, порадую(сь)

А тем временем....

Тем временем обустройство дачи продолжается.
Планов так много, а идей еще больше! Чтобы не забыть и не растерять наши девичьи светлые мысли, встала необходимость как-то все это записывать и упорядочить. Находчивая бабушка внесла предложение вести записи на доске Scrum.
Не устаю удивляться чуткости маленьких детей к языку. Младшая (6 лет) узнав, что переводится как схватка, заявила: «Ну это понятно: чтобы схватить все в свои руки». А ведь верно!

Как это SCRUM-доска заполняется?
За выходные дни доска-Scrum приобрела такой вид (по-моему, неплохо натворили):

От "надо" до "готово"

Девочки в восторге – дача преображается! Посетовали, что взяли не достаточно большую коробку. Старшая (11 лет) задала вопрос: «У нас когда-нибудь закончится обустройство»? Сама себе ответила: «Никогда, мы все придумываем, да придумываем».
Смотрю я на нашу дачу и понимаю, что добро прибавляется, а те, кто всем эти будет пользоваться, отсутствуют! Людей – нет! Надо нам «завести» человечков. Материал как раз подходящий – синильная проволока.
Инструкция (кадры сменяются медленно, рассчитано на самостоятельно читающего шестилетнего ребенка).




Гиф-анимация "Процесс идет" 

На дачу к бабушке и дедушке приехали внуки
Вот такое у нас семейство получилось! Заинтересовались, что значит «двоюродные». Объяснить понятие на человечках было легко. Заодно выяснили, кто у нас в семье сноха, свекровь, сват, зять...
С правой стороны клик по надписи открывает ответ
Что-то у меня внучки предпочитают куколок-девочек. Что это значит? Еле уговорила сделать мальчика, чтобы деду было с кем сидеть с удочкой на берегу.
@Лада Сащенко напомнила песенку, очень кстати! "Ты да я да мы с тобой..."


Так кто же такие мейкеры?



Та самая песочница
Завершился 3 модуль. Переходим к 4-му. Продолжение следует...



Модуль 4. Разработка занятия в мейкер-стиле

Есть у моей младшей внучки словечко «принужится». Хорошее слово! Означает, что сейчас она еще не знает, как использовать, но думает, что пригодится обязательно.

Вот и я точно знаю, что мне «принужатся» кейсы, предложенные для ознакомления в настоящем курсе.
Кейс “Основы архитектуры” Данилы Дмитриевича. Работа по ознакомлению моей команды с особенностями классического стиля в архитектуре нашего города требует красивого завершения, а я всё в поисках. А тут просто подарок! Именно так я сделаю: распечатаю элементы и предложу воссоздать здания классического стиля, тут тебе и тестирование и отладка!
Кейс “Астрономический уголок” Наталии Валериевны весьма кстати! Есть мотивация у моих учеников к изучению космоса – планет и созвездий. Да еще и с применением светодиодов, так полюбившихся с недавних пор.
Кейс “Лэпбуки по биологии” Ирины Николаевны надо бы пропагандировать в нашей школе! Откуда взялось это «неуспевание» пройти программу в конце года я не знаю, но задавать на дом четвертому классу по 10 страниц неправильно и бесполезно. Бедные дети! А ведь можно было по-другому!

Задание, ради которого, на мой взгляд, и был задуман курс: разработка мейкерского занятия. Здесь мой проект ссылка
Занятие уже было проведено, а потом написан проект. Время, затраченное на написание проекта, превышает время самого занятия в несколько раз! Просто какое-то яростное сопротивление материала. В чем причина? Попытаюсь разобраться, что не так с моей проектной компетентностью.


Составляющие компетентности
Проектные действия
Самооценка
1.
Умение проектировать деятельность
1.1.Анализ и обработка информации
1.2.Формулировка проблемы
1.3. Постановка цели проектной деятельности
1.4.Планирование проектной деятельности
1.5.Проектирование конечного продукта
5
3
4
5
4
2.
Умение организовать и регулировать проектную деятельность
2.1. Реализация проектной деятельности
2.2. Контроль и коррекция проектной деятельности
2.3. Оценка проектной деятельности
5
4

4
3.
Умение применять в проектной деятельности предметные знания и способы деятельности
3.1. Владение предметным содержанием проекта
3.2. Использование предметных способов действий
4

5
4.
Умение осуществлять коммуникативные действия в проектной деятельности
4.1.Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
4.2.Защита проектного результата
4
4




















Итак: проектировать – 84%, организовывать – 87%, реализовывать – 90%, осуществлять коммуникативные действия – 80%









Понятно, где я теряю время и над чем надо поработать! Посмотрим, как коллеги оценят моё занятие.

А теперь вести с дачи.
Моя команда предложили дать название нашей даче (как вилле какой-нибудь). Украсили светодиодами (кстати, цепь из синильной проволоки, от человечков осталась).



Для создания ночника специально создала инструкцию (вот и участие в марафоне по скрайбингу пригодилось).




В увлекательной форме внучки узнали о светодиодах и наличии в них 2-х контактов - положительного (анод) и отрицательного (катод). Светодиодный индикатор заработал при совпадении анода с плюсом на батарейке и катода с минусом – эмоций в этот момент было!!!

Тестирование продукта прошло успешно.




Ночники предназначались для ночного освещения дачи. Красота…



Что же дальше? А дальше – больше! Обустройство дачи продолжается.

Вот только курс закончился.
Наталия Яникова и Лора Кравченко, команда «Котелки» благодарит вас за такой прекрасный курс, особенно нас радует, что мы прикоснулись к ФИЗИКЕ, которая казалась недостижимой!

Послесловие

Пост Мейкерство в культурной практике детства




4 комментария:

  1. Наталья Николаевна, моё восхищение! Вы как всегда подошли к делу глубоко, обстоятельно и со вкусом. Возник вопрос про круг Квинтилиана. Гугление не принесло результатов. Где об этом можно почитать?

    ОтветитьУдалить
  2. https://studme.org/65418/ritorika/inventsiya_dispozitsiya_elokutsiya_tropy_figury_ritorike
    Из книги Квинтилиана "Воспитание оратора": в центре круга объект познания, вокруг вопросы, отвечая на которые, мы получаем полное представление об объекте - теперь знаем, что сказать. В гугле я тоже не нашла, но я про это знаю со времен обучения в институте в прошлом веке)))

    ОтветитьУдалить
  3. Наталья Николаевна! Наверное, Ваш дневник - это самое ценное в курсе, как для Вас, так и для нас, авторов. Он позволяет заглянуть "на кухню" процесса и оценить глубину погружения, ошибки при проектирования курса. Отдельная благодарность за инструкцию в картинках, я утащу ее, как пример для следующего курса (вы не против?)
    Мне как физику история про светильники из бутылок и пробок - особенно близка. Все, как я люблю: из ерунды собрано серьезное устройство)) И девочки, уверена, понимают, что физика - это совершенно не страшно!
    Спасибо Вам огромное, за такую проработанность деятельности!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за ваше мнение! Инструкцией можно воспользоваться по своему усмотрению)))

    ОтветитьУдалить