среда, 19 июня 2019 г.

5 идей в приобщении детей к культуре города



Размышляя о сущности приобщения, прихожу к выводу о его деятельностном характере. На мой взгляд, ознакомление не требует деятельности – сиди, внимай, пока тебя «ознакомляют».

Приобщение человека к чему-либо происходит с какого-то, подчас неожиданного момента. У нас всё началось с драматического театра имени Д. Н. Мамина-Сибиряка. Но сейчас речь пойдет не о спектаклях, а о самом здании театра. Его красота и монументальность не могли оставить равнодушными моих внучек.

Фото автора

Справка: неоклассицизм характеризуется возвратом к классическим пропорциям, колоннам, портикам, прямым линиям и совсем немного эти линии смягчающим украшениям. В начале становления Советского Союза потребовалось появления монументального и величественного архитектурного стиля – «сталинского ампира», того же самого неоклассицизма с включением советской символики – серпа и молота, пятиконечных звёзд, снопов и колосьев, рабочих и крестьян.

Строительство драматического театра было закончено в 1955 году по проекту А.В.Тарасенко (Гипротеатр, Москва). Зданию присуща торжественная, преувеличенная монументальность, мощный восьмиколонный дорический портик, подпирающий широкий и тяжеловесный фронтон, изобилующий пышным декором. На фронтоне театра установлены фигуры, олицетворяющие Труд, Науку и Искусство.

Ссылка на видео см. с 5.37. по 7.50. 



В театр я начинаю водить внуков, когда им исполняется 3 года. Еще плохо выговаривая слово «театр», младшая внучка спросила: «Почему театр такой красивый?»

Пригодился мой любимый приём: «Чтобы ответить на твой вопрос, давай попробуем ответить на несколько других».
Почему театр показался тебе красивым?
Чем украшен театр? Какие элементы придают ему красоту?
Какой элемент тебе особенно понравился?
Видел ли ты что-то похожее?
Знаешь, как называются элементы (называю и показываю)

Видео авторское , фото театра


Для начала данных элементов неоклассицизма достаточно:
Портик
Колонна (ствол и капитель)
Антаблемент
Фронтон
Скульптура
Добавим симметричность, барельефы, орнамент, люнет … 

инфографика автора "Признаки классицизма/неоклассицизма в архитектуре"

Для быстрого определения принадлежности здания к архитектурным стилям классицизма/неоклассицизма нам понадобилась рамка-определитель (идея здесь). Наведя рамку на объект, ребёнок по признакам может сказать, относится здание к определённому стилю или нет.


Рамку можно использовать в реальных и виртуальных экскурсиях: 




Мы выяснили, что в нашем городе сохранились 5 зданий в стиле классицизма (в разной степени сохранности), построенных по проектам крепостного архитектора А. П. Чеботарёва, и 6 зданий в стиле неоклассицизма, построенных в советский период.



Наш суровый город металлургов на самом деле нежный и красивый. Моя учительница, посылая мне письма из Украины, на конверте писала «Нежный Тагил».

В городе много зелени, красивых сооружений, есть места для отдыха. Мои внучки любят познавательные прогулки по набережной «Тагильская лагуна».

Разнообразие познавательного материала (растения, скульптуры, сооружения) потребовало систематизации.



.
Юлия (6 лет) фиксирует увиденное 



Богатые впечатления от увиденного на прогулках по городу, в музеях и парках находят отражение в создании продуктов на основе веб-сервисов.








Интерес внучек к теме, связанной с династией Демидовых, можно сказать, случайный. Мне казалось, что им еще рано. Разговор с водителем такси, оказавшимся благодарным слушателем моей «лекции» о тагильских мостах, отлитых на заводах Николая Никитича Демидова, не остался незамеченным для моих девочек. Кстати, к теме о тагильских мостах я обратилась в курсе «Петербургские мосты» на «Лекториуме» (2016).

Далее начались вопросы:
Что значит в четвёртом поколении?
Где жил Николай Никитич Демидов?
Что известно о его предках и потомках?
Сохранились ли тагильские мосты в Санкт-Петербурге?
Где шестой мост?

Ответы на эти и другие вопросы искали всей семьей, что нашло отражение в следующих формах:




Со старшей внучкой в 2018 году участвовали в международном проекте «Знатоки истории» и создали Плакат "Николай Никитич Демидов" , который вошел в медийную книгу «История России для детей (образовательные плакаты)» для русских школы зарубежья (см. наш плакат на 3.30).

В нашем городе есть несколько мест, связанных с фамилией Демидовых.




Замечаю, ничто не становится более дорогим, чем сделанное своими руками.

К тому же, при «делании» формируются связи – познавательные, эмоциональные.

Для систематизации увиденного, услышанного, «потроганного» нам пригодился инструмент «Hexagons» или «Соты». В результате получилось 3 системы – «Деревья», «Скульптуры» и «Сооружения».Систематизировать - это так интересно!

А идея создать этюды зданий из элементов стилей классицизма и неоклассицизма нашла вот такое воплощение:


Погружение выглядит так



Все довольны))

В заключение добавлю, что, возможно, существуют и другие способы приобщения детей к городской культуре, но для нашего случая использован оптимальный вариант.

Приобщение продолжается, замыслов много…

2 комментария:

  1. Екатерина Алексеева пишет: Наталья Николаевна! Грандиозно! Я подумала о том, что детям важно общение с разными близкими взрослыми. Когда круг замыкается на родителях - даже самых любящих, знающих и талантливых, - семейное обучение не дает такого эффекта, как в случае, если дедушка покажет, как работать стамеской, бабушка научит шить, тетя поговорит по английски, а двоюродный брат возьмет на велосипедную прогулку. Семья - это именно разные поколения, разные умения, но вместе-делание. Как Вы считаете?

    ОтветитьУдалить
  2. Лора Кравченко пишет: Чудесно! У меня было ощущение, что это меня взяли за руку и провели по улицам города. Идея с рамкой-определителей - чудесная! Городские уроки - это хорошая, важная, нужная форма обучения через проникновение в предмет изучения. У Вас получилось!

    ОтветитьУдалить