Как мы осень изучали


С утра моросило,
Было скучно очень...
Внучка спросила:
"Что такое осень"?
Теперь не скучаем —
Осень изучаем!
©КНН 
Как известно, мотивация познания начинается с вопроса, вот таким вопросом моя 4-летняя внучка обеспечила познавательной деятельностью детей и взрослых в нашей семье.
Для уточнения области познания объекта "осень" в свободной беседе и в дидактических играх мною была использована модель трех вопросов:

 Что мы знаем об осени?
(выявление субъектного опыта)
 Что мы хотим узнать?
(составление плана изучения)
 Что нужно сделать, чтобы узнать?
(источники информации)
- приходит после лета 
- становится холоднее
- перелетные птицы улетают
- идет дождь, падает снег
- люди одеваются теплее
- много овощей и фруктов в магазине
- листья желтеют и опадают


- сколько длится? какой бывает?
- как можно использовать осенние листья?
- почему желтеют листья?
- какая осень отражена в живописи?
- чем радует?
- какие звуки можно услышать?

- подумать
- прочитать в книгах
- спросить  у взрослых
- сходить на прогулку и понаблюдать
- найти в интернете

А). Ресурсы для выявления субъектного опыта

1. Дидактическая игра "Признаки осени" (ресурс создан О. Н. Мальковой в рамках МК "Технология наглядного моделирования как средство обучения в условиях инклюзивного образования" вед. Т. И. Булатова)


2. Прочитай пословицу змейкой от буквы О до буквы У. Как ты ее понимаешь?
     

3.  Впиши в кроссворды названия овощей и фруктов


                                                                       
        4. Проверим, вся ли одежда есть у вас для осени?



Б) Детские вопросы стали основой плана, в соответствии с которым мы изучали особенности осени как времени года.

1. Сколько длится осень? Какой бывает осень?









































2. Как можно использовать осенние листья?



3. Почему желтеют листья?



4. Какая осень отражена в живописи?

1. Ментальная карта "Осень  в разных жанрах живописи(ресурс создан О. Н. Мальковой в рамках МК "Технология наглядного моделирования как средство обучения в условиях инклюзивного образования" вед. Т. И. Булатова)

2. Участие Вероники в исследовательском проекте "Осень в произведениях художников"






3. Открытие домашней галереи "Осеннее настроение"



Домашняя галерея "Осеннее настроение" by Slidely Slideshow

4. Дидактическая игра "Картина и фото" (фото обработаны в приложении #Mlvch, которое использует нейросети и знаменитые стили великих художников в качестве фильтров)







5. Чем нас радует осень?

1. Красота осеннего наряда — радость для глаз.







Нынешней осенью участники команды "Котелки" кроме родного города, побывали в Адлере, Кушве и Москве. При увеличении карты, нажав на указатель места, можно увидеть видео, снятое в этом месте.


2. Богатый урожай


6. Какие звуки можно услышать?


Наша домашняя активность совпала с акцией на Образовательной галактике "Аудио-карта природы. Осенний тур" (ведущие С. А. Долженкова и С. В. Любавина).
Участники команды "Котелки" - дети и взрослые - собрали такие звуки: 


https://edugalaxy.intel.ru/index.php?showtopic=7887&view=findpost&p=137915

Голубиные разборки (С. О. Котельников)

https://edugalaxy.intel.ru/index.php?showtopic=7887&view=findpost&p=137759

У этой птицы есть свой день - синичкин день

https://edugalaxy.intel.ru/index.php?showtopic=7887&view=findpost&p=133387

Первый снег

https://edugalaxy.intel.ru/index.php?showtopic=7887&view=findpost&p=134301

Тихая охота (О. Н. Малькова)

https://edugalaxy.intel.ru/index.php?showtopic=7887&view=findpost&p=135104

Прилетели свиристели

https://edugalaxy.intel.ru/index.php?showtopic=7887&view=findpost&p=136616

Сумерки

https://edugalaxy.intel.ru/index.php?showtopic=7887&view=findpost&p=137115

Ветер шумит, снег скрипит

https://edugalaxy.intel.ru/index.php?showtopic=7887&view=findpost&p=137463

Снова сорока (С.О. Котельников)

Подведем итоги изучения осени.
В домашней библиотеке сохранилась книга 1996 года "Времена года. Детский календарь на любой год". Читая стихи русских поэтов, мы еще раз обратили внимание на изменения осенью

  • в неживой природе (по Пушкину: ветра шум, мглой волнистою покрыты небеса, редкий солнца луч, первые морозы, реже солнышко блистало, короче становился день, ложился на поля туман; по Плещееву: туча небо кроет, солнце не блестит, ветер в поле воет, дождик моросит; по Некрасову: белый день недолог, вечера длинней; по Бальмонту: стали дни холоднее; по Фету: на дворе темно, ночью ветер злится да стучит в окно, стали дни короче, солнышка не видно, темны ночи; по Бунину: льет дождь, холодный, точно лед);
  • в растительном  мире (по Пушкину: пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса, лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась; по Бальмонту: поспевает брусника, все деревья блистают в разноцветном уборе, нет в цветах благовонья; по Плещееву: высохли цветы, голые кусты; по Фету: лист сухой валится, на полях и в рощах пусто и уныло; по Майкову: кроет уж лист золотой влажную землю в лесу; по А.Толстому: обсыпается весь на бедный сад, листья пожелтелые по ветру летят, красуются кисти ярко-красные вянущих рябин; по Бунину: кружатся листья, лес, точно терем расписной); 
  • в животном мире (по Бальмонту: стаи птиц улетают прочь за синее море; по Некрасову: крики перепелок реже и грустней; по Пушкину: гусей крикливых караван тянулся к югу; по Фету: ласточки пропали, птички улетели; по Бунину: гуси длинным караваном над лесом держат перелет) 

Закончилась осень, а вместе с ней и поиск ответа на вопрос "Что такое осень".
Здравствуй, зима!

3 комментария:

  1. Идея замечательная для изучения времён года дошкольниками .Спасибо за интересный материал.

    ОтветитьУдалить
  2. Посумерничаем? https://view.genial.ly/6163f19e07607d0dc68f92f3/presentation-posumernichaem

    ОтветитьУдалить

День 7. Создание постов с помощью нейросети Gigachat

 Промпт:  Напиши информационный пост про день пожилого человека со стихотворением День пожилого человека – история и традиции День пожилог...