9 шагов Раскольникова

Вступление


Известно, как тщательно подбирал писатель слова для текста произведения. Глубоко символичны имена, фамилии, цвет, числа, предметы.
В романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” слово “мост” (“на мосту”, “у моста”, “к мосту”) встречается 34 раза. Какой смысл, быть может, сокровенный, вложил писатель в слово “мост”? С мостом связаны многие события, происходящие с героями романа, в первую очередь, с Родионом Раскольниковым. 
В настоящей работе предстоит выявить и обосновать, что каждый раз, когда Раскольников ступает на мост, происходят изменения в его мыслях, решениях, действиях. 
Мост (символ) выступает как образ связи между разными точками сакрального пространства. 
В этом смысле мост рассматривается как путь - неизвестный, неизведанный. Путь каждый проходит сам, для преодоления препятствий на своем пути свой мост каждый строит сам. Наведение моста открывает путь из старого пространства и времени к новому, из одного цикла в другой, как бы из одной жизни в другую, новую.
Главному герою по замыслу автора предстоит преодолеть долгий путь внутреннего обновления-очищения, на котором много препятствий. Как справится Раскольников с ними, сооружая свои мосты? 
Цель работы: определить символическое значение моста в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
Объект анализа: фрагменты текста романа, связанные с пребыванием Раскольникова на мосту.
Предмет анализа: связи “мост → изменение мыслей, решений, действий” в жизни главного героя романа.
Задачи: 
1. Провести количественный анализ связей героев с мостом на основе НКРЯ.
2. Проследить, какие изменения происходят с Раскольниковым, связанными с его пребыванием на мосту.
3. Построить графическую схему связей “мост → изменение мыслей, решений, действий”.

Ход работы:

1. Поиск в Национальном корпусе русского языка

Результаты поиска
мост*
Найдено 35 вхождений
Страницы: 1

Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866) [омонимия не снята] Все примеры (34)



Уточнение: исключаю “мостовая”, остается 25


    • В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился а К-ну мосту. [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→
    • Пятый день из дома, и там меня ищут, и службе конец, и вицмундир в распивочной у Египетского моста лежит, взамен чего и получил сие одеяние… и всему конец! [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→
    • Таким образом прошел он весь Васильевский остров, вышел на Малую Неву, перешел мост и поворотил на Острова. [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→
    • Он встал на ноги, в удивлении осмотрелся кругом, как бы дивясь и тому, что зашел сюда, и пошел на Т-в мост. [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→
    • Проходя чрез мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца. [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→
    • Он остановился вдруг, когда вышел на набережную Малой Невы, на Васильевском острове, подле моста. [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→
    • На Николаевском мосту ему пришлось еще раз вполне очнуться вследствие одного весьма неприятного для него случая. [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→
    • Удар кнута так разозлил его, что он, отскочив к перилам (неизвестно почему он шел по самой середине моста, где ездят, а не ходят), злобно заскрежетал и защелкал зубами. [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→
    • Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение. [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→
    • Раскольников прошел прямо на -ский мост, стал на средине, у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль. [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→
    • ― кричали десятки голосов; люди сбегались, обе набережные унизывались зрителями, на мосту, кругом Раскольникова, столпился народ, напирая и придавливая его сзади. [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→
    • ― проговорил он решительно, двинулся с моста и направился в ту сторону, где была контора. [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→
    • Через пять минут он стоял на мосту ровно на том самом месте, с которого давеча бросилась женщина. [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→
    • Сила, сила нужна: без силы ничего не возьмешь; а силу надо добывать силой же, вот этого-то они и не знают», ― прибавил он гордо и самоуверенно и пошел, едва переводя ноги, с моста. [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята]←…→
    • Они теперь на канаве у -ского моста, очень недалеко от Софьи Семеновны. [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→
    • На канаве, не очень далеко от моста и не доходя двух домов от дома, где жила Соня, столпилась куча народу. [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→
    • Хриплый, надорванный голос Катерины Ивановны слышался еще от моста. [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→
    • Взойдя на мост, он остановился у перил и стал смотреть на воду. [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→
    • Он повстречался с нею при входе на мост, но прошел мимо, не рассмотрев ее. [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→
    • Он не взошел на мост, а остановился в стороне, на тротуаре, стараясь всеми силами, чтоб Раскольников не увидал его. [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→
    • Чрез минуту, как безумная, не помня себя, выбежала она на канаву и побежала по направлению к -му мосту. [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→
    • А Свидригайлов между тем ровнехонько в полночь переходил через -ков мост по направлению на Петербургскую сторону. [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→
    • Тут вспомнил кстати и о -кове мосте, и о Малой Неве, и ему опять как бы стало холодно, как давеча, когда он стоял над водой. [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→
    • Но дойдя до моста, он приостановился и вдруг повернул на мост, в сторону, и пошел на Сенную. [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→
    • «Вот чрез неделю, чрез месяц меня провезут куда-нибудь в этих арестантских каретах по этому мосту, как-то я тогда взгляну на эту канаву, ― запомнить бы это? [Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)] [омонимия не снята] ←…→

2. Статистическая обработка
всего примеров: 25

мост упоминается в связи с

Раскольниковым: 19

Катериной Ивановной 3

Мармеладовым 1

Дуней 1

Свидригайловым 1




упоминание моста.jpg


3. Установление связей “мост → изменение мыслей, решений, действий”




Шаг
Мост
Последствие  
Читательская интерпретация
1. Проба
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.
Он даже шел теперь делать пробу своему предприятию, и с каждым шагом волнение его возрастало все сильнее и сильнее.
Недалеко от моста живет старуха-процентщица. Раскольников понимает, что перейти мост, значит, переступить черту. Он осознает трудность этого шага, поэтому приближается к мосту №медленно и как бы в нерешимости”.
2. Сон-предупреждение
Таким образом прошел он весь Васильевский остров, вышел на Малую Неву, перешел мост и поворотил на Острова.
"Боже! — воскликнул он, — да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью... с топором... Господи, неужели?
Он дрожал как лист, говоря это.
— Да что же это я! — продолжал он, восклоняясь опять и как бы в глубоком изумлении, — ведь я знал же, что я этого не вынесу, так чего ж я до сих пор себя мучил? Ведь еще вчера, вчера, когда я пошел делать эту... пробу, ведь я вчера же понял совершенно, что не вытерплю... Чего ж я теперь-то? Чего ж я еще до сих пор сомневался? Ведь вчера же, сходя с лестницы, я сам сказал, что это подло, гадко, низко, низко... ведь меня от одной мысли наяву стошнило и в ужас бросило...
— Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Господи! Ведь я все же равно не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!.. Чего же, чего же и до сих пор…
От усталости и напряжения Раскольников падает прямо в траву и засыпает. Он видит страшный сон, как будто на его, ещё ребенка, глазах, забивают лошадь. Пробудившись от тяжелого сна, он понимает, что ему не хватит решимости выполнить задуманное преступление.
3. Предопределение преступления
Он встал на ноги, в удивлении осмотрелся кругом, как бы дивясь и тому, что зашел сюда, и пошел на Т-в мост.
"Господи! - молил он, - покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой... мечты моей!"
Думая об одном, Раскольников не замечает, куда его ноги идут. Под впечатлением сна, он обращается к Богу о помощи.
Проходя чрез мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца. Несмотря на слабость свою, он даже не ощущал в себе усталости. Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода, свобода! Он свободен теперь от этих чар, от колдовства, обаяния, от наваждения!
В какой-то момент Раскольников почувствовал, что освобождается от навязчивых мыслей о преступлении.
Он проходил тихо, незаметно, стараясь не проронить ни единого слова. Первоначальное изумление его мало-помалу сменилось ужасом, как будто мороз прошел по спине его. Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна.
Неожиданно услышанных разговор повергает его в ужас. Узнав, что старуха-процентщица останется одна, он понял, что пойдет ее убивать.
4. Потребность поделиться содеянным
Он остановился вдруг, когда вышел на набережную Малой Невы, на Васильевском острове, подле моста.
"Вот тут он живет, в этом доме, — подумал он. — Что это, да никак я к Разумихину сам пришел! Опять та же история, как тогда... А очень, однако же, любопытно: сам я пришел или просто шел да сюда зашел? Все равно; сказал я... третьего дня... что к нему после того на другой день пойду, ну что ж, и пойду! Будто уж я и не могу теперь зайти..."
— Ну, слушай: я к тебе пришел, потому что, кроме тебя, никого не знаю, кто бы помог... начать... потому что ты всех их добрее, то есть умнее, и обсудить можешь... А теперь я вижу, что ничего мне не надо, слышишь, совсем ничего... ничьих услуг и участий... Я сам... один... Ну и довольно! Оставьте меня в покое!
Спрятав награбленное, Раскольников снова с удивлением замечает, что ноги его вывели в дому Разумихина. С одной стороны, он хочет поделиться с другом тем, что совершил, но, с другой, он сам еще не разобрался в себе, поэтому уходит, ничего не сказав.
5. Точка невозврата
На Николаевском мосту ему пришлось еще раз вполне очнуться вследствие одного весьма неприятного для него случая.

Удар кнута так разозлил его, что он, отскочив к перилам (неизвестно почему он шел по самой середине моста, где ездят, а не ходят), злобно заскрежетал и защелкал зубами.

Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение.
Уж одно то показалось ему дико и чудно, что он на том же самом месте остановился, как прежде, как будто и действительно вообразил, что может о том же самом мыслить теперь, как и прежде, и такими же прежними темами и картинами интересоваться, какими интересовался... еще так недавно. Даже чуть не смешно ему стало и в то же время сдавило грудь до боли. В какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь все это прежнее прошлое, и прежние мысли, и прежние задачи, и прежние темы, и прежние впечатления, и вся эта панорама, и он сам, и все, все... Казалось, он улетал куда-то вверх, и все исчезало в глазах его…










Раскольников осознает, что прошлое осталось за той самой чертой, которую он переступил.
6. Терзания
Раскольников прошел прямо на -ский мост, стал на средине, у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль.
Ему стало противно. «Нет, гадко… вода… не стоит...
Разумихину принадлежит фраза: “Еще утопится!”. Хотя автор не говорит о возможном самоубийстве Раскольникове, но его поза, облокотившись на перила, весьма красноречиво говорит о намерениях. Именно в это время герой становится свидетелем попытки утопиться пьяной женщины. Это зрелище приводит Раскольникова к мысли о том, что топиться он не будет.
«Что ж, это исход! – думал он, тихо и вяло идя по набережной канавы. – Все-таки кончу, потому что хочу… Исход ли, однако? А все равно! Аршин пространства будет.
Вдруг как будто кто шепнул ему что-то на ухо. Он поднял голову и увидал, что стоит у того дома, у самых ворот. С того вечера он здесь не был и мимо не проходил.
Неотразимое и необъяснимое желание повлекло его.
В размышлениях от увиденного Раскольников неожиданно для себя оказывается на месте преступления. Он поднимается в пустую квартиру убитой им старухи. Вероятно, действительно, преступников тянет на место преступления.
«Так идти, что ли, или нет», думал Раскольников, остановясь посреди мостовой на перекрестке и осматриваясь кругом, как будто ожидая от кого-то последнего слова. Но ничто не отозвалось ниоткуда; все было глухо и мертво, как камни, по которым он ступал, для него мертво, для него одного…
Раскольникову приходит мысль о том, что надо признаться в содеянном. Но он еще не готов принять это решение,
7. “Есть жизнь!”
Через пять минут он стоял на мосту ровно на том самом месте, с которого давеча бросилась женщина.
"Довольно! - произнес он решительно и торжественно, - прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения!.. Есть жизнь!
Что же, однако, случилось такого особенного, что так перевернуло его? Да он и сам не знал; ему, как хватавшемуся за соломинку, вдруг показалось, что и ему "можно жить, что есть еще жизнь, что не умерла его жизнь вместе с старою старухой"
Вероятно, почувствовав, что он нужен кому-то (после того, как он дал деньги Катерине Ивановне на похороны Мармеладова и разговора с Поленькой), мысли Раскольникова приобрели жизнеутверждающий характер.
8. Страшная тайна
Взойдя на мост, он остановился у перил и стал смотреть на воду.
Он повстречался с нею при входе на мост, но прошел мимо, не рассмотрев ее.
Да разве вероятно, чтоб он мог украсть, ограбить? Чтоб он мог об этом только помыслить? – вскричала Дуня и вскочила со стула. – Ведь вы его знаете, видели? Разве он может быть вором?
Для Дуни преступление брата, о котором ей поведал Свидригайлов, казалось невероятным.
– А угрызение совести? Вы отрицаете в нем, стало быть, всякое нравственное чувство? Да разве он таков?
Еще более невероятным Дуне казалось убеждение Свидригайлова в том, что она за готовность спасти брата от суда заплатит любовью.
Я тебе не верю! Не верю! Не верю! – кричала Дунечка в настоящем исступлении, совершенно теряя голову.
9. Покаяние
Но дойдя до моста, он приостановился и вдруг повернул на мост, в сторону, и пошел на Сенную.
«Вот чрез неделю, чрез месяц меня провезут куда-нибудь в этих арестантских каретах по этому мосту, как-то я тогда взгляну на эту канаву, ― запомнить бы это?
Он вдруг вспомнил слова Сони: "Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: "Я убийца!". Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения.
Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы.
Как стоял, так и упал он на землю...Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. Он встал и поклонился в другой раз.
Он спокойно, однако ж, вынес все эти крики и, не озираясь, пошел прямо чрез переулок по направлению к конторе.
Слова Сони остались в сознании, Раскольников принял решение: раскаялся в  содеянном и почувствовал облегчение. Трудный путь к покаянию завершен.
Раскольников идет в контору с повинной.


4. Графическая схема “9 шагов Раскольникова или Мост как символ перехода в иное пространство”




9 ШАГОВ РАСКОЛЬНИКОВА или Мост как символ перехода в иное пространство от Наталья Балаганова

5. Места действия на карте Санкт-Петербурга (работа Святослава Котельникова)






6. Выводы

Настоящая работа выполнена с целью определения символического значения моста в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.

Анализ фрагментов текста романа, связанные с пребыванием Раскольникова на мосту показал, что каждый раз, когда Раскольников ступает на мост, происходят изменения в его мыслях, решениях, действиях. Такие связи - “мост → изменение мыслей, решений, действий” - в жизни главного героя романа автором исследования зафиксированы 9 раз, этим обусловлено название графической схемы связей “9 шагов Раскольникова по мосту”.

Символическое значение моста в романе, на взгляд автора исследования заключается в том, что эти 9 шагов представляют собой восхождение героя в своем внутреннем пространстве от замысла преступления до покаяния в нем.

В настоящей работе созданы авторские продукты с использованием инструментов и веб-сервисов:
  • диаграмма “Упоминание моста” (офисный пакет Word 2007)
  • таблица “Установление связей “мост → изменение мыслей, решений, действий” (НКРЯ)
  • графическая схема “9 шагов Раскольникова” (mindmeister)
  • виртуальный экскурсионный маршрут Места действия романа на карте Санкт-Петербурга (tripline)

9 комментариев:

  1. Наталья Николаевна, всегда когда встречаю Вас на дистанционных мероприятиях, то радуюсь, что увижу интересную работу. И на этот раз вы так красиво представили результаты НКРЯ! Я в восторге!

    ОтветитьУдалить
  2. Марина Геннадьевна, спасибо за ваш восторг! На меня снизошло такое вдохновение - сделано практически за ночь)))

    ОтветитьУдалить
  3. https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=21730&showentry=11007

    пост на Образовательной галактике Интел Возможности использования Национального корпуса русского языка в исследовании художественного текста

    ОтветитьУдалить
  4. Наталья, одна фраза «свои мосты» уже цепляет. Сначала услышала о Вашей работе от Людмилы Рождественской, теперь рассматриваю результаты воочию. Не устаю удивляться бесконечным идеям и виртуозным их воплощением. Если позволите, воспользуюсь вектором Вашего вдохновения, когда мои восьмиклассники дорастут до Фёдора Михайловича.

    ОтветитьУдалить
  5. Елена, для восьмиклассников - пожалуйста! Неужели в столь юном возрасте уже дорастают? А я вот только что, на ...ом десятке )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это я планы на 2 года вперёд строю.

      Хотя некоторые трепетные души и в 8 к Достоевскому подкрадываются самостоятельно. «Неточка Незванова» и «Бедные люди» ложатся на сердце в этом возрасте идеально и долго потом не отпускают.

      Удалить
  6. Очень интересное исследование. Не наукообразное, а по-настоящему научное, дельное -- образец работы над словом, текстом, интертекстуальной составляющей текста. И выполнено исследование с помощью современных инструментов. Здорово! Можно мне разместить ссылку на Ваш материал, уважаемая Наталья Николаевна, на своём сайте "Уроки словесности. Онлайн кабинет русского языка и литературы" http://vsablina.ucoz.ru/index/metodicheskaja_literatura/0-54?

    ОтветитьУдалить
  7. По следам романа "Преступление и наказание" https://www.culture.ru/materials/253229/po-sledam-prestupleniya-i-nakazaniya?utm_source=email-cultrf&utm_medium=vopros&utm_campaign=po-sledam-prestupleniya-i-nakazaniya

    ОтветитьУдалить
  8. А.Матюшкин ссылается на моё исследование https://studiorum.ruscorpora.ru/wp-content/themes/bootstrap-basic4-child/texts/matyushkin_word.pdf стр. 36

    ОтветитьУдалить