Предыстория контента
В 2012 году на сайте «Электронные образовательные ресурсы» был организован сетевой проект по книге А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
Координаторы проекта выбрали формат активности — путешествие по трём маршрутам (история, литература и география). Участникам предлагался выбор маршрута и выбор заданий в каждом маршруте на основе веб-сервисов. Можно было пройти как по одному маршруту, так и по двум или трём.
Наша семейная команда «Котелки» решила создать ремикс по данной теме с полной или частичной заменой веб-сервисов выполнения заданий по причине того, что некоторые веб-сервисы пришли в негодность, перестав выполнять свои функции.
Маршрут 1. История
1. Исторические личности, упомянутые в книге
2. Потерянные рукописи
Маршрут 2. Литература
1.
2. Словарь устаревших слов
Кликнешь по строке -
увидишь объяснение
1. Окрест
вокруг
2. Уязвлена
оскорблена
3. Узреть
увидеть
4. Ужели
неужели
5. Вещать
предсказывать
6. Блаженство
наслаждение
7. Николи
никогда
8. Отымуть
отнять
9. Опорочить
очернить, дискредитировать
10. Сугубый
вдвое больший, особенный
11. Кибитка
крытая телега
12. Ямщик
возница
13. Зерцало
законодательство
14. Благодетельный
спасительный, полезный
15. Вострепетать
вздрогнуть, задрожать
16. Подорожная
документ права пользоваться казёнными лошадьми для передвижения
17. Взоры
взгляды
18. Естество
природное свойство
19. Стряпчий
судебный чиновник
20. Табель о рангах
список чинов по степени важности установлен указом Петра Великого в 1722 году
Маршрут 3. География
1. Реки и озёра по карте путешествия
2. Измерение расстояния
Заключение
Дочитала книгу А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». В рамках школьной программы это произведение уже мною «проходилось», но не помню, чтобы тогда оно меня особенно задело. На n-ном десятке лет понимаешь всё по-другому. Что ни глава, то открытие. Вот очередное: «Слово о Ломоносове».
Автор обращается к памяти Ломоносова у столпа ему (надгробия): «…доколе слово российское ударять будет слух, ты жив будешь и не умрешь». Здесь Радищев обозначает проблему сохранения и развития русского языка, которая не может не притягивать внимание современного учителя.
Тревожные чувства возникают, когда слышишь речь современных подростков, и не только подростков. Казалось бы, воспитатели и учителя, являясь примером для подражания, обладают грамотной речью… Увы!
Совсем стало грустно, когда наткнулась на статью об отмирании русского языка здесь. В главе «Слово о Ломоносове» А.Н.Радищев отдает дань уважения русскому учёному за создание грамматики, заслуженно при этом подчёркивая, что Ломоносов «… даёт понятие о человеческом слове вообще яко благороднейшем по разуме даровании, данном человеку для сообщения своих мыслей».
Трудно не согласиться с автором, что «Слова есть изображение наших мыслей…». Как человек думает, так и говорит. А как говорит, так и поступает, или намерен поступить. В произведениях русской литературы характер героев выражен через логическую цепь: мысли – речь – поступки.
Вспоминая судьбу самого Александра Николаевича Радищева, становится понятным волнение Екатерины II по поводу «… намерений, в сей книге изображенных».
Таким образом, обращение автора к памяти М. В. Ломоносова – «Учителя в слове и всегда достойный пример на последование» - заставляет современного человека задуматься о том, насколько грамотно он говорит и пишет, а по сути – мыслит.
Комментариев нет:
Отправить комментарий