Обо мне

Моя фотография
Профессиональный путь от пионервожатой до преподавателя высшей квалификационной категории, 40 лет педагогического стажа. Жизненное и профессиональное кредо "Учусь как обычно"

IX Международные педагогические чтения в педагогическом колледже

Девятый раз в нашем педагогическом колледже были проведены традиционные педагогические чтения памяти Валентины Алексеевны Самаранской, ветерана педагогического труда. Профессиональная деятельность Валентины Алексеевны была связана с дошкольным образованием г. Нижний Тагил, поэтому тематика педагогических чтений связана с дошкольным детством.
Мне довелось учиться у Валентины Алексеевны, а позднее вместе работать. Я принимала участие во всех девяти педчтениях. В этом году моё выступление "Организация учебной ситуации в семье как способ реализации деятельностного подхода" было посвящено описанию взаимодействию с внучкой-дошкольницей.


Суть деятельностного подхода в воспитании и обучении, разработанным Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым и их последователей, заключается в том, что ребёнок развивается в деятельности.  Значит педагогическая задача состоится в организации условий, вовлекающих ребёнка в деятельность.

Возможностью вовлечения ребёнка в деятельность обладает учебная ситуация.

Учебная ситуация - это особая единица учебного процесса, в которой дети при содействии педагога выполняют познавательные действия. Не всякая ситуация в системе "Взрослый - ребёнок" является учебной. Учебную ситуацию предварительно необходимо спроектировать с учётом возраста ребёнка, специфики учебного предмета, меры сформированности действий детей (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии педагога).
Обратимся к схеме:

  
Создание учебной ситуации предполагает:
  1. Наличие у детей заинтересованности и потребности в познавательной деятельности, некоторого субъектного опыта.
  2. Возможность использования материалов, содержание которого представляет интерес для ребёнка.
  3. Взрослому надо позаботиться о том, чтобы ребёнок имел возможность вступать в диалог с ним и другими детьми,
  4. А также сотрудничать в парах, в микрогруппах, выполняя совместную деятельность.
  5. Итогом учебной ситуации является самореализации ребёнка, в которой он чувствует свою успешность.

Взрослый в учебной ситуации выполняет различные роли, которые соотносятся с различными типами учебных ситуаций.
Роль информатора соотносится с таким типом учебной ситуации как "Вынуждение". Ребёнок выполняет действия, т.к. не хочет огорчать маму, папу, воспитателя, иначе его будут ругать, впрочем, возможно, взрослые смогли его убедить, как полезно освоить содержание, которое в будущем пригодится.
В роли координатора педагог позаботится об условиях, которые побуждают ребёнка к определённым действиям: здесь и сейчас это делать интересно, потому что приносит пользу, доставляя радость и удовольствие.
Быть в роли коллеги могут педагоги с высоким уровнем профессионализма: устойчивый уровень мотивации к познавательной деятельности  в системе "Взрослый - ребёнок" позволяет осуществлять совместную деятельность в создании образовательного продукта. в таком случае можно обозначить тип учебной ситуации как "Вовлечение".

Учебная ситуация Котоштучки для внучки задумана и реализована в рамках семейного досуга. Ребёнку-дошкольнику предстояли активности, свойственные возрасту, при этом в центре внимания были КОШКИ.



Почему они? Потому что к ним моя пятилетняя внучка испытывает симпатию! Проявляет интерес к книжкам о кошках, к фильмам, к изображениям, и, конечно, к живым представителям кошачьего мира. Одним словом, мотивация налицо! Воспользуюсь для организации учебной ситуации.
PS. Учебная ситуация может быть реализована в детском саду


Видео к сообщению на педчтениях (время просмотра 5,49)








Комментариев нет:

Отправить комментарий