Благодарности
Е.А. Пономаревой и Е.Г.Тарасовой, организаторам он-лайн-семинара
"Активизация познавательной деятельности учащихся
Е.А. Пономаревой и Е.Г.Тарасовой, организаторам он-лайн-семинара
"Активизация познавательной деятельности учащихся
посредством ЭОР и сервисов веб 2.0."
Т. Н. Проскуриной, воспитателю Реабилитационного центра
Т. Н. Проскуриной, воспитателю Реабилитационного центра
Информационно-коммуникационные технологии становятся частью образовательного пространства, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья. Во многих семьях дети имеют возможность доступа к компьютеру и интернету, которые могут стать незаменимыми в образовательном процессе художественно-эстетического образования.
Ограниченные возможности здоровья ребенка детерминируют его особые образовательные потребности, в соответствии с которыми необходимо использовать специальные методы, приемы и средства, обеспечивающие реализацию «обходных путей» его художественно-эстетического образования [3].
В процессе разработки эффективных «обходных путей» – специальных методов, приемов и средств – определился их выбор: развивающие игры с использование цифровых образовательных ресурсов [2] и Web-сервисов.
В группе реабилитационного центра, в которой проводилась работа, проходили реабилитацию 10 детей с различными нарушениями развития: зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
В индивидуальной беседе на вопрос: про что ты можешь сказать «Как красиво!» дети отвечали (неговорящие дети показывали объекты в группе), исходя из своего субъектного опыта: цветы в вазе (Андрей, 10 л.), журналы с картинками (Никита, 10 лет), остров Крит (Елизавета, 16 лет), картины И.И.Шишкина (Кристина, 13 лет), город Нижний Тагил (Святослав, 15 лет), мамины руки (Игорь, 10 лет), яблони в цвету (Виолетта, 15 лет), Казанская икона Божией Матери (Валерия, 13 лет), падающий снег (Павел, 11 лет), природа (Гульнара, 14 лет).
Для расширения субъектного опыта в группе была устроена фотовыставка работ воспитанников, проведены занятия по рисованию и аппликации, отведено специальное место для рассматривания художественно оформленных книг и альбомов с репродукциями художников.
Работа по обогащению опыта восприятия красивого и творческой деятельности с использованием ЦОР и веб-сервисов имела дифференцированный характер.
Так, для ребенка с ограниченными возможностями по зрению, были разработаны игры на основе веб-сервиса LearningApps, ориентированные на его слуховую модальность здесь.
Для детей с проблемами развития интеллекта были разработаны игры, требующие элементарного понимания здесь и здесь.
Ребенок с сохранным интеллектом сам участвовал в создании интерактивной игры здесь.
Учитывался субъектный опыт ребенка, вернувшегося с родителями из путешествия на о. Крит здесь.
Одним из достоинств применения развивающие игр с использованием цифровых образовательных ресурсов и Web-сервисов в художественно-эстетическом образовании детей с особыми образовательными потребностями является их коррекционно-развивающий эффект за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером [1].
Комплекс развивающих игр с использованием ЦОР и веб-сервисов дифференцированной направленности для детей с различными нарушениями развития представлен в специально созданном блоге.
Информационные источники
1. Вачков И. Дистанционное обучение для детей-инвалидов. – [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/lkZ8TS (дата обращения: 02.02.2015).
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/ztwSZq (дата обращения: 13.01.2015).
3. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. – [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/uUJ55N (дата обращения: 01.02.2015).
Комментариев нет:
Отправить комментарий