Вступление
Известно, как тщательно подбирал писатель слова для текста произведения. Глубоко символичны имена, фамилии, цвет, числа, предметы.
В романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” слово “мост” (“на мосту”, “у моста”, “к мосту”) встречается 34 раза. Какой смысл, быть может, сокровенный, вложил писатель в слово “мост”? С мостом связаны многие события, происходящие с героями романа, в первую очередь, с Родионом Раскольниковым.
В настоящей работе предстоит выявить и обосновать, что каждый раз, когда Раскольников ступает на мост, происходят изменения в его мыслях, решениях, действиях.
Мост (символ) выступает как образ связи между разными точками сакрального пространства.
В этом смысле мост рассматривается как путь - неизвестный, неизведанный. Путь каждый проходит сам, для преодоления препятствий на своем пути свой мост каждый строит сам. Наведение моста открывает путь из старого пространства и времени к новому, из одного цикла в другой, как бы из одной жизни в другую, новую.
Главному герою по замыслу автора предстоит преодолеть долгий путь внутреннего обновления-очищения, на котором много препятствий. Как справится Раскольников с ними, сооружая свои мосты?
Цель работы: определить символическое значение моста в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
Объект анализа: фрагменты текста романа, связанные с пребыванием Раскольникова на мосту.
Предмет анализа: связи “мост → изменение мыслей, решений, действий” в жизни главного героя романа.
Задачи:
1. Провести количественный анализ связей героев с мостом на основе НКРЯ.
2. Проследить, какие изменения происходят с Раскольниковым, связанными с его пребыванием на мосту.
3. Построить графическую схему связей “мост → изменение мыслей, решений, действий”.
Ход работы:
Результаты поиска
мост*
Найдено 35 вхождений
Страницы: 1
Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866) [омонимия не снята] Все примеры (34)
Уточнение: исключаю “мостовая”, остается 25
|
2. Статистическая обработка
всего примеров: 25
мост упоминается в связи с
Раскольниковым: 19
Катериной Ивановной 3
Мармеладовым 1
Дуней 1
Свидригайловым 1
3. Установление связей “мост → изменение мыслей, решений, действий”
Шаг
|
Мост
|
Последствие
|
Читательская интерпретация
|
1. Проба
|
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.
|
Он даже шел теперь делать пробу своему предприятию, и с каждым шагом волнение его возрастало все сильнее и сильнее.
|
Недалеко от моста живет старуха-процентщица. Раскольников понимает, что перейти мост, значит, переступить черту. Он осознает трудность этого шага, поэтому приближается к мосту №медленно и как бы в нерешимости”.
|
2. Сон-предупреждение
|
Таким образом прошел он весь Васильевский остров, вышел на Малую Неву, перешел мост и поворотил на Острова.
|
"Боже! — воскликнул он, — да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью... с топором... Господи, неужели?
Он дрожал как лист, говоря это.
— Да что же это я! — продолжал он, восклоняясь опять и как бы в глубоком изумлении, — ведь я знал же, что я этого не вынесу, так чего ж я до сих пор себя мучил? Ведь еще вчера, вчера, когда я пошел делать эту... пробу, ведь я вчера же понял совершенно, что не вытерплю... Чего ж я теперь-то? Чего ж я еще до сих пор сомневался? Ведь вчера же, сходя с лестницы, я сам сказал, что это подло, гадко, низко, низко... ведь меня от одной мысли наяву стошнило и в ужас бросило...
— Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Господи! Ведь я все же равно не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!.. Чего же, чего же и до сих пор…
|
От усталости и напряжения Раскольников падает прямо в траву и засыпает. Он видит страшный сон, как будто на его, ещё ребенка, глазах, забивают лошадь. Пробудившись от тяжелого сна, он понимает, что ему не хватит решимости выполнить задуманное преступление.
|
3. Предопределение преступления
|
Он встал на ноги, в удивлении осмотрелся кругом, как бы дивясь и тому, что зашел сюда, и пошел на Т-в мост.
|
"Господи! - молил он, - покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой... мечты моей!"
|
Думая об одном, Раскольников не замечает, куда его ноги идут. Под впечатлением сна, он обращается к Богу о помощи.
|
Проходя чрез мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца. Несмотря на слабость свою, он даже не ощущал в себе усталости. Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода, свобода! Он свободен теперь от этих чар, от колдовства, обаяния, от наваждения!
|
В какой-то момент Раскольников почувствовал, что освобождается от навязчивых мыслей о преступлении.
| ||
Он проходил тихо, незаметно, стараясь не проронить ни единого слова. Первоначальное изумление его мало-помалу сменилось ужасом, как будто мороз прошел по спине его. Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна.
|
Неожиданно услышанных разговор повергает его в ужас. Узнав, что старуха-процентщица останется одна, он понял, что пойдет ее убивать.
| ||
4. Потребность поделиться содеянным
|
Он остановился вдруг, когда вышел на набережную Малой Невы, на Васильевском острове, подле моста.
|
"Вот тут он живет, в этом доме, — подумал он. — Что это, да никак я к Разумихину сам пришел! Опять та же история, как тогда... А очень, однако же, любопытно: сам я пришел или просто шел да сюда зашел? Все равно; сказал я... третьего дня... что к нему после того на другой день пойду, ну что ж, и пойду! Будто уж я и не могу теперь зайти..."
— Ну, слушай: я к тебе пришел, потому что, кроме тебя, никого не знаю, кто бы помог... начать... потому что ты всех их добрее, то есть умнее, и обсудить можешь... А теперь я вижу, что ничего мне не надо, слышишь, совсем ничего... ничьих услуг и участий... Я сам... один... Ну и довольно! Оставьте меня в покое!
|
Спрятав награбленное, Раскольников снова с удивлением замечает, что ноги его вывели в дому Разумихина. С одной стороны, он хочет поделиться с другом тем, что совершил, но, с другой, он сам еще не разобрался в себе, поэтому уходит, ничего не сказав.
|
5. Точка невозврата
|
На Николаевском мосту ему пришлось еще раз вполне очнуться вследствие одного весьма неприятного для него случая.
Удар кнута так разозлил его, что он, отскочив к перилам (неизвестно почему он шел по самой середине моста, где ездят, а не ходят), злобно заскрежетал и защелкал зубами.
Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение.
|
Уж одно то показалось ему дико и чудно, что он на том же самом месте остановился, как прежде, как будто и действительно вообразил, что может о том же самом мыслить теперь, как и прежде, и такими же прежними темами и картинами интересоваться, какими интересовался... еще так недавно. Даже чуть не смешно ему стало и в то же время сдавило грудь до боли. В какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь все это прежнее прошлое, и прежние мысли, и прежние задачи, и прежние темы, и прежние впечатления, и вся эта панорама, и он сам, и все, все... Казалось, он улетал куда-то вверх, и все исчезало в глазах его…
|
Раскольников осознает, что прошлое осталось за той самой чертой, которую он переступил.
|
6. Терзания
|
Раскольников прошел прямо на -ский мост, стал на средине, у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль.
|
Ему стало противно. «Нет, гадко… вода… не стоит...
|
Разумихину принадлежит фраза: “Еще утопится!”. Хотя автор не говорит о возможном самоубийстве Раскольникове, но его поза, облокотившись на перила, весьма красноречиво говорит о намерениях. Именно в это время герой становится свидетелем попытки утопиться пьяной женщины. Это зрелище приводит Раскольникова к мысли о том, что топиться он не будет.
|
«Что ж, это исход! – думал он, тихо и вяло идя по набережной канавы. – Все-таки кончу, потому что хочу… Исход ли, однако? А все равно! Аршин пространства будет.
Вдруг как будто кто шепнул ему что-то на ухо. Он поднял голову и увидал, что стоит у того дома, у самых ворот. С того вечера он здесь не был и мимо не проходил.
Неотразимое и необъяснимое желание повлекло его.
|
В размышлениях от увиденного Раскольников неожиданно для себя оказывается на месте преступления. Он поднимается в пустую квартиру убитой им старухи. Вероятно, действительно, преступников тянет на место преступления.
| ||
«Так идти, что ли, или нет», думал Раскольников, остановясь посреди мостовой на перекрестке и осматриваясь кругом, как будто ожидая от кого-то последнего слова. Но ничто не отозвалось ниоткуда; все было глухо и мертво, как камни, по которым он ступал, для него мертво, для него одного…
|
Раскольникову приходит мысль о том, что надо признаться в содеянном. Но он еще не готов принять это решение,
| ||
7. “Есть жизнь!”
|
Через пять минут он стоял на мосту ровно на том самом месте, с которого давеча бросилась женщина.
|
"Довольно! - произнес он решительно и торжественно, - прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения!.. Есть жизнь!
Что же, однако, случилось такого особенного, что так перевернуло его? Да он и сам не знал; ему, как хватавшемуся за соломинку, вдруг показалось, что и ему "можно жить, что есть еще жизнь, что не умерла его жизнь вместе с старою старухой"
|
Вероятно, почувствовав, что он нужен кому-то (после того, как он дал деньги Катерине Ивановне на похороны Мармеладова и разговора с Поленькой), мысли Раскольникова приобрели жизнеутверждающий характер.
|
8. Страшная тайна
|
Взойдя на мост, он остановился у перил и стал смотреть на воду.
Он повстречался с нею при входе на мост, но прошел мимо, не рассмотрев ее.
|
Да разве вероятно, чтоб он мог украсть, ограбить? Чтоб он мог об этом только помыслить? – вскричала Дуня и вскочила со стула. – Ведь вы его знаете, видели? Разве он может быть вором?
|
Для Дуни преступление брата, о котором ей поведал Свидригайлов, казалось невероятным.
|
– А угрызение совести? Вы отрицаете в нем, стало быть, всякое нравственное чувство? Да разве он таков?
|
Еще более невероятным Дуне казалось убеждение Свидригайлова в том, что она за готовность спасти брата от суда заплатит любовью.
| ||
Я тебе не верю! Не верю! Не верю! – кричала Дунечка в настоящем исступлении, совершенно теряя голову.
| |||
9. Покаяние
|
Но дойдя до моста, он приостановился и вдруг повернул на мост, в сторону, и пошел на Сенную.
«Вот чрез неделю, чрез месяц меня провезут куда-нибудь в этих арестантских каретах по этому мосту, как-то я тогда взгляну на эту канаву, ― запомнить бы это?
|
Он вдруг вспомнил слова Сони: "Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: "Я убийца!". Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения.
Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы.
Как стоял, так и упал он на землю...Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. Он встал и поклонился в другой раз.
Он спокойно, однако ж, вынес все эти крики и, не озираясь, пошел прямо чрез переулок по направлению к конторе.
|
Слова Сони остались в сознании, Раскольников принял решение: раскаялся в содеянном и почувствовал облегчение. Трудный путь к покаянию завершен.
Раскольников идет в контору с повинной.
|
4. Графическая схема “9 шагов Раскольникова или Мост как символ перехода в иное пространство”
9 ШАГОВ РАСКОЛЬНИКОВА или Мост как символ перехода в иное пространство от Наталья Балаганова
5. Места действия на карте Санкт-Петербурга (работа Святослава Котельникова)
5. Места действия на карте Санкт-Петербурга (работа Святослава Котельникова)
6. Выводы
Настоящая работа выполнена с целью определения символического значения моста в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
Анализ фрагментов текста романа, связанные с пребыванием Раскольникова на мосту показал, что каждый раз, когда Раскольников ступает на мост, происходят изменения в его мыслях, решениях, действиях. Такие связи - “мост → изменение мыслей, решений, действий” - в жизни главного героя романа автором исследования зафиксированы 9 раз, этим обусловлено название графической схемы связей “9 шагов Раскольникова по мосту”.
Символическое значение моста в романе, на взгляд автора исследования заключается в том, что эти 9 шагов представляют собой восхождение героя в своем внутреннем пространстве от замысла преступления до покаяния в нем.
В настоящей работе созданы авторские продукты с использованием инструментов и веб-сервисов:
- диаграмма “Упоминание моста” (офисный пакет Word 2007)
- таблица “Установление связей “мост → изменение мыслей, решений, действий” (НКРЯ)
- графическая схема “9 шагов Раскольникова” (mindmeister)
- виртуальный экскурсионный маршрут Места действия романа на карте Санкт-Петербурга (tripline)
Наталья Николаевна, всегда когда встречаю Вас на дистанционных мероприятиях, то радуюсь, что увижу интересную работу. И на этот раз вы так красиво представили результаты НКРЯ! Я в восторге!
ОтветитьУдалитьМарина Геннадьевна, спасибо за ваш восторг! На меня снизошло такое вдохновение - сделано практически за ночь)))
ОтветитьУдалитьhttps://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=21730&showentry=11007
ОтветитьУдалитьпост на Образовательной галактике Интел Возможности использования Национального корпуса русского языка в исследовании художественного текста
Наталья, одна фраза «свои мосты» уже цепляет. Сначала услышала о Вашей работе от Людмилы Рождественской, теперь рассматриваю результаты воочию. Не устаю удивляться бесконечным идеям и виртуозным их воплощением. Если позволите, воспользуюсь вектором Вашего вдохновения, когда мои восьмиклассники дорастут до Фёдора Михайловича.
ОтветитьУдалитьЕлена, для восьмиклассников - пожалуйста! Неужели в столь юном возрасте уже дорастают? А я вот только что, на ...ом десятке )))
ОтветитьУдалитьЭто я планы на 2 года вперёд строю.
УдалитьХотя некоторые трепетные души и в 8 к Достоевскому подкрадываются самостоятельно. «Неточка Незванова» и «Бедные люди» ложатся на сердце в этом возрасте идеально и долго потом не отпускают.
Очень интересное исследование. Не наукообразное, а по-настоящему научное, дельное -- образец работы над словом, текстом, интертекстуальной составляющей текста. И выполнено исследование с помощью современных инструментов. Здорово! Можно мне разместить ссылку на Ваш материал, уважаемая Наталья Николаевна, на своём сайте "Уроки словесности. Онлайн кабинет русского языка и литературы" http://vsablina.ucoz.ru/index/metodicheskaja_literatura/0-54?
ОтветитьУдалитьПо следам романа "Преступление и наказание" https://www.culture.ru/materials/253229/po-sledam-prestupleniya-i-nakazaniya?utm_source=email-cultrf&utm_medium=vopros&utm_campaign=po-sledam-prestupleniya-i-nakazaniya
ОтветитьУдалитьА.Матюшкин ссылается на моё исследование https://studiorum.ruscorpora.ru/wp-content/themes/bootstrap-basic4-child/texts/matyushkin_word.pdf стр. 36
ОтветитьУдалить